Город Камышин был основан как военная крепость по приказу Государя Московского, царя Алексея Михайловича. Поставили город при впадении в Волгу речки Камышинки в 1668 году. Тогда же на берегах этих рек и начали православные люди прославлять имя Господа Бога.
Самый первый православный храм, построенный в городе-крепости, погиб в огне вместе со всем городом. Такова была воля воровского атамана Стеньки Разина.
Тогда же в новопостроенном городе заложили два православных храма, оба деревянных. Один – во имя Казанской иконы Богородицы, второй, пятиглавый – во имя Святого великомученика Димитрия Солунского.
Пожар, случившийся в Дмитриевске в 1740 году, уничтожил весь город, не пощадив и храмов. Во времена императрицы Елизаветы Петровны взамен сгоревшей Казанской церкви жители города возвели новую, каменную, – во имя Святой Троицы. Закладка храма состоялась в 1748 году, а освятили новую церковь в 1751 году. Она стала первым каменным сооружением в истории города.
Новый Димитриевский храм, тоже каменный, возвели на прежнем месте уже в эпоху Екатерины Великой, однако город Дмитриевск императрица в 1780 году переименовала в Камышин.
Никольский кафедральный собор — единственное храмовое здание, уцелевшее в период социалистических преобразований. В екатерининскую эпоху в Дмитриевске (так в XVIII веке назывался наш город) было три храма, и все каменные. В 1773 г., после бывшего морового поветрия (чумы) 1771-1772 годов, запрещено было хоронить при церквях умерших - боялись заразиться. Под кладбище было отведено особое место, на котором 22 марта 1775 г. «при городе на выгонной земле» устроили деревянную часовню с престолом во имя святителя Николая Чудотворца. Первоначально она была деревянной, в 1824-1825 годах тщанием горожан церковь стала каменной. Камышин теперь украшали четыре каменных храма. Никольский храм был однокупольный, высота алтаря – 5 метров, купольная часть высотой 13 метров, общая площадь – 339 кв. м., вместимость – 800 человек. Богослужения совершались трехштатным причтом.
В последующие годы в Камышине возвели всего лишь один храм. Это знаменитый Новый (Вознесенский) собор, единственный пятиглавый храм города (все остальные – одноглавые), сооружённый во второй половине XIX века. Теперь в Камышине - пять православных церквей.
А больше до самых советских времён церквей в нашем городе не строили. Была, правда, попытка перестроить маленькую кладбищенскую Никольскую церковь. Для этого в 1909 году архитектор Петропавловский даже разработал оригинальный проект. Но пока собирали средства на строительство нового храма, началась Первая мировая война. В конце XIX века в городе было семь православных церквей (включая 2 домовые) и пять церковно-приходских школ. В Камышинском уезде действовали два православных монастыря.
Затем пришли большевики – и храмы стали не нужны.
В годы владычества безбожной советской власти в Камышине, как и по всей стране, началось варварское истребление храмов и монастырей. Все церковные сооружения в нашем городе исчезли с лица земли. Только лишь кладбищенская Никольская церковь частично уцелела. Правда, незадолго до Второй мировой войны совдеповцы разрушили её высокую колокольню, а в самой церкви устроили склад. Горожан, ушедших из жизни, привозили на кладбище уже без покаяния и отпевания.
Никольский храм был закрыт в 1933 году. Более десяти лет здесь размещался хозяйственный склад.
Вот что писала тогда одна из газет: «Камышин – городишко плохонький, относительно Москвы, Питера или, скажем, Саратова. В архитектурном плане он ничего особенного собой не представлял. Но его панораму очень украшали пять православных храмов. К началу войны только израненная и униженная Никольская церковка оставалась в городе островком былого архитектурного великолепия. Да Бог с ней, с архитектурой, духовности в Камышине не осталось. На смену христианской пришла духовность «шариковых» и «швондеров». Затем грянула война. В сорок втором году в камышинском небе вместо золотых православных появились чёрные кресты Третьего рейха. И когда немецкие самолёты начали бомбить город, многие камышане вспомнили о Боге. Но бежать молиться в храм возможности не было, потому что не существовало храмов».
Вспомнил о Боге и сам товарищ Сталин. Первый раз Иосиф Виссарионович не на шутку испугался в октябре сорок первого, когда было понятно, что Москве и Питеру пришёл конец. Тогда он призвал к себе владыку Сергия, и Русская Православная Церковь приняла активное участие в деле победы над врагом. Сталин разрешил всё: и крестный ход вокруг осаждённых городов, и облёт боевых позиций на самолёте с чудотворной иконой на борту, и многое другое. Духовенство обратилось к верующим с просьбой о сборе пожертвований на военную технику. Священнослужители вдохновляли своих приверженцев на битву за Родину, призывали «положить живот свой за други своя». Сталин всё оценил, и в 1943 году он дал-таки «вольную» Русской Православной Церкви. Ей возвращались некоторые храмы, монастыри. Было разрешено более активное, чем прежде, богослужение.
Но храмов осталось мало. В Камышине - только один.
В сорок четвёртом на Западе союзники открыли второй фронт, на Востоке наши очищали от немцев Украину и Белоруссию. А в Камышине… не только ковали победу, но и возрождали храм. Разрешение на его открытие по ходатайству верующих Совнарком дал ещё 24 марта. Но каково было претворить в жизнь это решение, ведают только Бог и маленькая группа камышан – подвижников.
В сорок четвёртом Илье Никитину было уже 76 лет. Неожиданно его вызвали в горсовет, где, как он пишет, «…секретарь горисполкома Пётр Павлович Петров объявляет мне, что вызвал меня по делу открытия церкви в Камышине. При этом прочитал мне распоряжение Правительства…». Илья Николаевич отказывался. Ведь он стар, немощен, болен ревматизмом, а кругом война, голод, дефицит стройматериалов. К тому же люди боятся открыто исповедовать религию, отчего и помогать не захотят. Однако именно кандидатура Никитина устраивала горсовет.
Сам Илья Николаевич горячо желал открытия в нашем городе церкви. Но трудно было неимоверно. Епархиальное управление в Саратове только ещё создавалось и особой помощи оказать не могло. Денег на строительство не было. Необходимые для официального создания общины 20 человек никак не набирались. Священнослужителей не было. Не было даже кружки для пожертвований. Церковную утварь и облачения для священников тоже предстояло где-то найти. Икон и богослужебных книг не было. Рабочих найти – проблема. Стройматериалы отсылать ещё сложнее. Но главное – храм. Здание Никольской церкви выглядело безнадёжно. Штукатурка почти везде обрушилась, обнажив кирпичную кладку колонн и стен. Колокольня вообще снесена. Её сломали еще до войны. Крестов на маковках не было. Все окна без стёкол. Кровля проржавела.
Но ещё более жуткую картину представлял собой интерьер храма. Там-полнейшие разор и запустение. Всё загажено и осквернено. Стены голые. Живописные фрески церковного купола испорчены. Изрешечена пулями художественная роспись. Особенно пострадала картина перенесения мощей святителя Николая Чудотворца.
В церкви находилось около 300 бочек с хлорной известью, некоторые из них были перевёрнуты, содержимое рассыпано по полу. Кругом паутина, затхлость, летали воробьи, гулял ветер. Не было ни алтаря в храме, ни престола, ни иконостаса. Отчаяние и горечь. И тогда Никитин решил, что это Сам Господь выбрал его, немощного старика, осилить святое дело. И он, что называется, засучил рукава.
Собрали общину, оформили документы. Исполком помогал всем, что было в его силах. Народ жертвовал деньги, но только в городе. В районе собирать пожертвования не разрешалось. Главными помощниками Ильи Николаевича стали Владимир Сальников и Сергей Осипов – тоже престарелые, но весьма активные люди, которые и в строительстве разбирались, и своими руками много чего умели.
Иконостас делали из фанеры: другого материала в военное время было не достать. Исполком отпустил полтонны мела и тонну извёстки. За побелку община заплатила 8 000 рублей, за фанеру – 12 000. На 26 000 рублей накупили свечей. Машин и лошадей не было – все стройматериалы таскали на себе. Подрядчики неохотно соглашались идти на строительство какой-то там церкви. Оплату рабочие просили водкой или наличными, но чтоб без налога. Никто не хотел продавать общине материалы. Цены для церкви установили выше обычного. Приходилось разъяснять и подрядчикам, и торговцам, что всё это делается с разрешения правительства.
Иконы, хоругви и церковную утварь собирали по всему району.
Ездили в Николаевку и Рыбинку. Нашли и облачение для священников. Наконец 5 августа приехал священнослужитель. Первое богослужение совершил священник Александр Любимов 13 октября 1944г.
Отношения общины и отца Александра Любимова не сложились. Сначала батюшку по каким-то причинам долго не утверждали в Сталинграде. Потом отец Александр начал действовать самостоятельно, не считаясь с общиной. Поползли разные слухи, всякая клевета. Верующие приняли сторону настоятеля, и против общины начались интриги. Господь им всем судья, ведь всё это человеческое. А что до духовного, то 13 октября, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в обновленном Никольском храме впервые состоялось богослужение. Официальное же освящение церкви произошло лишь 30 декабря 1944 года.
В Новый, победный год Камышин вступил с действующим храмом…
На рубеже 50-60-х годов здесь служил диаконом легендарный отец Всеволод Васильцев, ставший позднее одним из иерархов Русской Православной Церкви, а именно архиепископом Кировоградским и Александрийским Василием.
С 1965 по 2000 годы успешно руководил приходом протоиерей Иоанн Матвиенко. Построить колокольню стало возможно только в 1980 году. Всего за два месяца была возведена трёхъярусная колокольня, и лишь осенью 1984 г. из Москвы получено разрешение осуществлять колокольный звон. На Пасху 1985 года, впервые за много лет, над городом раздался праздничный перезвон, к радости всех православных камышан.
Сегодня бывшая кладбищенская церковь, самая маленькая в дореволюционном Камышине, стала кафедральным собором города. Её настоятелем является митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор.
Никольский приход сегодня ведет активную просветительскую и душепопечительскую деятельность. При соборе действуют воскресная детская школа, воскресная школа для взрослых, а также собрана и открыта для всех прекрасная православная библиотека.
Приход духовно окормляет заключённых местных учреждений системы исполнения наказаний. Стараниями отца Алексия создана православная часовня во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Первой городской больнице, был построен храм Димитрия Московского и Угличского в детской исправительной колонии.
По камышинским улицам вновь, как и в прежние века, проходят крестные ходы. Это результат прочного взаимопонимания между духовенством и городским руководством. Старший священник собора традиционно бывает на всех важных светских мероприятиях города.
В 2001 году в Камышине появилась традиция: в день памяти небесного покровителя города (прежде Дмитриевска), великомученика Димитрия Солунского, 8 ноября отмечать "именины города". Этот святой изначально почитался в Дмитриевском стрелецком полку, прибывшем в город ещё в 1697 году и давшем городу имя – Дмитриевск. Городской праздник во славу Димитрия Солунского – результат совместной плодотворной деятельности руководства города и местного духовенства.
Приход сотрудничает со скаутским отрядом «Феникс» (руководитель - Виктор Васильевич Бородин), а также окормляет воспитанников ФКУ "Камышинская ВК УФСИН России по Волгоградской области" (начальник – полковник внутренней службы Игорь Юрьевич Буров) и ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Камышинский детский дом» (директор - Ирина Львовна Бурова).